ФЕНОМЕН ДУХОВНОГО БРАКА
Первым делом давайте определимся с терминологией. В этой статье и в жизни под термином “духовный брак” я подразумеваю установление брачной связи между двумя и более людьми посредством ритуальных действий с призывом в свидетели данного акта нечеловеческих сущностей (богов, духов и т.п.). В противовес этому, “гражданским браком” я называю заключение такового силой действующего законодательства. Простыми словами, духовная свадьба - это когда жрец или жрица венчает вас именем и силой богов, а гражданская - это когда семьёй вас называет работница ЗАГСа, капитан корабля или иное лицо, обладающее сходными полномочиями.
Очевидно, что христианское венчание, равно как и мусульманское или иудейское, также являются духовными. Однако в данной статье я буду рассматривать только те традиции, с которыми соприкасалась непосредственно, а именно - брак в Викке и Телеме, оставив беседы о значении брака в мировых религиях более компетентным специалистам.
Итак, не откладывая в долгий ящик, давайте поразмышляем, зачем в современном мире люди решаются на заключение духовного брака? На протяжении истории (а в некоторых культурах и в наши дни) брак духовный долгое время не отделялся от гражданского. Следовательно, он так же, как современная “роспись в ЗАГСе”, имел цели в значительной степени социальные и финансовые. Создавалась “ячейка общества”, решались вопросы наследования имущества и званий, регламентировалась общественная и личная жизнь супругов. В наши дни, повторюсь, подобная регламентирующая функция принадлежит браку гражданскому. А что же духовный?
Первая и основная цель, в соответствии с названием этого вида брака, - духовная. Когда религиозные люди решают создать семью, перейти на качественно новый уровень отношений, вполне естественным для них будет призвать в свидетели этого решения те нечеловеческие сущности, взаимодействие с которыми предполагает их религия (ниже я предложу примеры таковых). Присутствие и одобрение богов (духов и т.д.) верифицирует заключение брака. Кроме того, они становятся свидетелями принесённых брачных клятв. В этой связи в среде язычников (и других представителей новых религиозных движений) сама решимость партнёров заключить подобный союз должна бы восприниматься как доказательство серьёзности их отношений. (О том, почему это нередко воспринимается иначе, я скажу в одном из следующих разделов.)
Из последнего тезиса вытекает и личностное значение духовной свадьбы. Вне зависимости от того, как именно проходит ритуал (например, предполагает ли он символическую смерть брачующихся), он остаётся инициацией, переходом человека в иное качество бытия, помогает установлению новых связей с миром духовным и миром земным, в том числе с любимым человеком (или людьми), с которым заключается брак.
Наконец, у духовного брака есть и чисто социальная роль. За редким исключением ритуал является публичным, происходит в присутствии гостей-свидетелей, а после основной части следует праздник. Как минимум, большинство заключивших ритуальных брак уведомляют свою общину/рабочую группу/единоверцев о таком радостном и волнующем событии. Это помогает сплочению групп и формирует правильное отношение к заключившим брак в среде единоверцев как к семье.
Подытожим: в наши дни люди решаются на заключение ритуального брака с духовными целями, в целях личностной трансформации, укрепления связи с партнёром (партнёрами) и общиной.
Теперь поговорим о брачных традициях некоторых новых религиозных движений. Сразу сделаю глобальную оговорку: следует помнить, что мой опыт ограничен, прежде всего, пределами России, а во вторую очередь - пределами тех общин, в которых я живу и работаю (викканский ритуальный клуб “Общество Агавы” и телемитский Орден Восточных Тамплиеров). Как бы то ни было, я постараюсь говорить универсальные вещи.
Итак, каковы же особенности телемитского брака? Телемитские свадебные традиции, как и вся Телема вообще, основаны на учении и трудах Алистера Кроули, великого мага, Пророка и “худшего человека на Земле”. Настоящая статья не место для подробного разговора о Телеме - я лишь кратко скажу, что это учение основано на идее преобладания Воли над человеческой слабостью, на стремлении к личному развитию и силе и к постижению своего истинного предназначения.
В строгом смысле, телемитский брак рекомендуется людям, достигшим определённого уровня духовного развития, поскольку заключение такого рода партнёрства считается важным шагом, который в идеале должен быть полностью осознан. Однако на практике это не означает, что два телемита какого угодно духовного уровня и посвящения не могут вступить в брак при обоюдном желании и соблюдении всех формальностей. Однако быть телемитами новобрачным, на мой взгляд, необходимо, поскольку брак заключается силой именно телемитских священнослужителей и в присутствии телемитских божеств.
Процедура заключения брака достаточно формализована. Брак считается действительным только в случае, если хотя бы один из Жрецов (точнее, Жрец или Жрица) был официально рукоположён на служение в рамках О.Т.О.Собственно свадьбе предшествует Гностическая Месса - официальный и открытый для непосвящённых ритуал О.Т.О., целью которого является иерогамия, сотворение причастия Жрецом и Жрицей и принятие причастия прихожанами (тем самым они, грубо говоря, получают божественное благословение и силу). Фактически, брак заключается энергией свершившейся Мессы и её Служителей.
Обычно прихожане, участвовавшие в Мессе, присутствуют также и на свадебной части. Они становятся свидетелями вновь созданного партнёрства, поздравляют и принимают своих Братьев и Сестёр по вере (а чаще всего - и по Ордену) в новом качестве.
Телемитский брак не предполагает ритуального расторжения - считается, что принесённые клятвы действительны до тех пор, пока Воля супругов - оставаться вместе. Кроме того, телемитский брак не предполагает ни моногамии, ни уникальности - если таковые не оговариваются самими брачующимися отдельно.
К сожалению, до настоящего времени в Российском О.Т.О. брачные церемонии проводились редко - отчасти, вероятно, из-за организационных сложностей, отчасти - из-за серьёзного отношения членов Ордена к браку. Надеюсь, в будущем эта практика станет более распространённой.
Теперь перейдём к викканским брачным традициям. Среди виккан нередко можно услышать термин “хэндфастинг” (буквально “связывание рук”) - поскольку именно на этом действии зачастую основывается брачная церемония. Сразу оговорюсь, что далеко не всегда под хэндфастингом подразумевается брак: иногда решение связать руки принимают близкие друзья, неромантические партнёры и т.д., однако в этой статье я продолжу использовать слова “брак” и “хэндфастинг” как синонимы, чтобы не нагромождать словесные конструкции. С той же целью я буду говорить об участниках ритуала “пара”, хотя, как уже было вскользь упомянуто, викканская традиция допускает хэндфастинг для более чем двух людей (в отличие, кстати, от телемитской).
Насколько мне известно, единственным условием для проведения хэндфастинга является искреннее и взаимное желание пары. Поскольку многие викканские организации не имеют посвятительного характера и “официального” рукоположения Жрецов, церемония может быть проведена любым, кто имеет достаточно навыков, знаний и сил. Вариантов хэндфастинга также существует великое множество. Выделю основные элементы большинства церемоний. Таковыми можно считать открытие Храма, призыв Бога и Богини, принесение новобрачными клятв и само связывание рук с благословения и при свидетельстве богов и гостей (если таковые присутствуют).
Как и в случае с телемитским браком, все обязательства супругов относительно друг друга оговариваются в приносимых клятвах, и проведение хэндфастинга само по себе не предполагает ни моногамии, ни уникальности такого брака в жизни каждого из пары. В большинстве ритуалов также оговаривается, что все клятвы действительны столько, сколько живёт любовь между брачующимися, однако мне известны и процедуры ритуального развода (в ходе которого, как правило, уничтожаются артефакты-свидетельства хэндфастинга, например, лента, которой перевязывались руки).
В целом, от телемитского бракосочетания викканское отличается меньшей формализованностью и возможностью призвать в ритуал тех богов и духов, с которыми у брачующихся установлена особая связь. Кроме того, викканская свадебная традиция пользуется популярностью благодаря тому, что позволяет заключить брак людям, которым недоступны иные свадебные традиции и гражданский брак.
Наконец, давайте поговорим о том, что мы получаем посредством заключения духовного брака, и о том, чем рискуем, заключая таковой. Начнём с минусов.
Хотя выше я писала о том, что духовный брак требует максимально взвешенного и серьёзного отношения будущих супругов, на деле, к сожалению, далеко не всегда оно в действительности таково. Нередко, как и в случае с гражданской свадьбой, пара решается на него в порыве страсти, из сугубо романтических побуждений, не успев достаточно узнать друг друга и понять, что двоим действительно по пути. Впрочем, это далеко не худший вариант. Мне известно о случаях, когда вступающие в духовный брак воспринимали его как “проверочный”, репетиционный - перед “настоящим” (то есть гражданским). Хотя каждый, разумеется, имеет полнейшее право творить собственную Волю, я полагаю такое отношение к ритуальному союзу поверхностным и не вполне разумным. Духовное бракосочетание, проведённое компетентными Жрецами при благоприятных обстоятельствах, формирует крепкую связь, для которой известный принцип “ломать не строить” оказывается нерабочим: по моему немалому опыту, расторгать ритуальные связи гораздо сложнее, чем устанавливать, особенно если расторжение происходит по инициативе лишь одной из сторон. Важно также помнить, что духовный брак заключается силой и при свидетельстве нечеловеческих сущностей, которые могут не понять и не оценить наш взгляд на ритуальную свадьбу как на “пробный шар”.
Есть и ещё одна, хотя и довольно экзотическая, опасность - злонамеренные Жрецы. Ничто человеческое не чуждо и религиозным служителям, поэтому может сложиться ситуация, когда Жрецам, проводящим церемонию, неугоден союз новобрачных. Адекватным и этичным выходом из подобных обстоятельств будет, разумеется, обращение к услугам других служителей. В ином случае Жрец или Жрица могут попробовать вплести своё злоё намерение в церемонию. Хорошая новость здесь в том, что Силы зачастую не допускают подобного, однако это не значит, что при планировании духовной свадьбы следует начисто забыть о тонкостях человеческих отношений.
Таким образом, главная опасность духовного брака - это установление прочной связи там, где её быть не должно, теми людьми, которым не следует работать с этой парой, так, что последствия этого действия будут ощущаться обоими супругами ещё довольно долго и болезненно.
Но при правильном отношении к процессу минусы ритуальной свадьбы оборачиваются плюсами. Если брачующиеся относятся к процессу искренне и серьёзно, если Жрецы желают им добра, а боги благоволят, установленная ритуальная связь способна стать преркасным подспорьем как в духовной, так и в социальной сферах. Даже в непростых жизненных обстоятельствах супруги будут ощущать поддержку друг друга, общины и Сил. А если участники союза работают как жреческая пара, то заключение духовного брака выведет их работу на качественно новый уровень.
В заключение статьи хотелось бы по-телемитски напомнить любезным читателям, что Любовь есть Закон - но лишь та Любовь, что под Волей. А также - что нет сил, способных соединить разделённое, кроме Любви. Не спешите с браками, ни с духовными, ни с гражданскими, но раз уж решились - да благословят вас боги.
Сестра Инари (Яна Крафт), апрель 2023, Тбилиси