АЛИСТЕР КРОУЛИ – САМЫЙ ХУДШИЙ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ?

Октябрь примечателен для меня двумя событиями. Первое — разумеется, Самайн, а второе – день Воплощения Великого Зверя 666, пророка Телемы Алистера Кроули. Многие годы дядюшка Алистер присматривает за мной, потомственной телемиткой, из тех далёких миров, где он оказался, перешагнув Порог. А я, в свою очередь, присматриваюсь к нему – к его личности, деяниям, ошеломительным победам и феерическим провалам.
Разумеется, поскольку его смерть и моё воплощение разделяет без малого полвека, и поскольку я лично не встречала никого, знавшего Великого Зверя, мои размышления о его персоне могут основываться лишь на биографических очерках, орденских легендах и собственных ощущениях. И тем не менее, я рискну дать ответ на заданный мне не так давно вопрос: может ли Алистер Кроули служить примером нам, потомкам и духовным детям?
По традиции, отвечу сразу и отвечу кратко: да, да и ещё раз да. Но в чëм же – он, сам себя называвший "худшим человеком на Земле"? Давайте разбираться.
С социальной точки зрения Эдвард Александр Кроули (не говорите мне, будто не знали, что Алистер – не имя, полученное им при рождении!) был сущим кошмаром. С одной стороны, будущему Пророку был дан прекрасный старт: будучи более чем обеспеченными, его родители имели возможность дать Кроули отличное образование, а позже – и внушительное наследство. Которое он быстро промотал на неоправданно дорогой магический реквизит, жизненные излишества и громкие суды.
С другой стороны, Кроули рос в атмосфере, от которой современные психологи схватились бы за головы. Его родители были, выражаясь аккуратно, глубоко религиозными людьми. Свободолюбивая натура мальчика и его пытливый ум подавлялись изо всех сил. Факт, который поможет представить отношение родителей к сыну: как следует из автобиографии Кроули, прозвище Зверь, сиречь Антихрист, ему дала родная мать. Можно сделать вывод, что поведение Кроули на протяжении жизни было – хотя бы отчасти – продиктовано неразрешëнным внутренним протестом против общества, которое его сформировало.
Да, действительно, Кроули, несмотря на свою прогрессивность и статус "предтечи сексуальной революции и оккультного Ренессанса", был продуктом викторианского социума. А значит, до самой смерти оставался в некотором роде националистом, сексистом и представителем высокомерной интеллигенции. Чтобы представить глубину противоречий, царивших в его душе, можно проследить хотя бы за его отношением к женщинам вообще и к собственным Багряным Жëнам* в частности. В Святых Книгах Телемы и многих трудах Кроули женщина провозглашается равной мужчине; как мы помним, в Книге Закона прямо велено Жрице "препоясаться мечом" в Новом Зоне. Однако прогрессивность, которую он сам же и транслировал в мир, не мешала Кроули потребительски относиться к партнëршам, отпускать уничижительные комментарии в их адрес и дико завидовать их социальным и творческим успехам. Предположу, что такое поведение Великий Зверь просто не рефлексировал – или, по крайней мере, не замечал в моменте, ведь оно было абсолютно естественно для человека его происхождения и воспитания.
Примерно этим, я полагаю, объясняется и его ставший притчей во языцех скверный характер. Кроули попросту не считал нужным сдерживать собственные порывы – с учëтом того, каким исключительным он себя считал, получая, к тому же, регулярные подтверждения собственного величия от последователей.
По поводу пресловутых химических зависимостей Кроули не стану говорить много: кто из нас без греха? Однако я всегда буду настаивать, что зависимость – не факт, а спектр. И да, по этому спектру Кроули нередко улетал куда-то за правый край шкалы. Намекну лишь на историю с Виктором Нойбургом, с которым Великий Зверь прошёл важное посвящение в пустыне и к которому под порог потом приходил в невменяемом состоянии, скуля: "Я хочу Вики"...
Так как же, спрашивается, при подобных вводных называть Кроули примером для потомков? Чтобы понять мою логику, давайте вспомним, что представляет собой Кроули-оккультист**. Было бы нелепо отрицать влияние, оказанное Кроули на современный мир, каким мы его знаем. Я уже называла его и предтечей сексуальной революции шестидесятых, и двигателем возрождения интереса к оккультизму. Как Пророк, он принёс в мир мощные энергии и трансформирующие идеи, исподволь меняющие реальность ежедневно и ежечасно. Он воспитал не одно поколение магов и исследователей магии – хотя с биологическими детьми у Кроули не задалось, число нас, духовных детей Пророка, неуклонно растёт.
Вот в чëм поданный им пример: никто из нас не совершенен. У каждого есть недостатки и досадные слабости. И при этом каждый может работать достойно. Каждого из нас боги могут избрать своим посланником, изменяющим мир.
* Багряная Жена – телемитский термин, означающий, в самом грубом смысле, женщину-вдохновительницу, воплощающую синкретическую богиню Бабалон и вдохновляющую мужчину на Великую Работу. К своим "обычным" жëнам, кстати, Кроули относился едва ли лучше.
** Следует понимать, что здесь я говорю как телемитка и последовательница Кроули, то есть лицо в некотором смысле предвзятое, а аргументы мои имеют определенную эмоциональную окраску.

Сестра Инари (Яна Крафт)

ЖРЕЦЫ

Жрецы - это фигуры, присутствующие в религиозных традициях и культурах по всему миру на протяжении тысячелетий. Их роль и функции могут сильно варьироваться от одной религии к другой, но их присутствие всегда играет важную роль в поддержании духовных и обрядовых аспектов общины.
Сегодня, когда мир стал более разнообразным и глобальным, религиозная свобода и многообразие религиозных традиций стали одной из важнейших характеристик современного общества. В этом контексте понимание роли жрецов и их вклада в общественную жизнь и духовное развитие имеет большое значение. Также, в свете современных вызовов, таких как изменения климата, моральные дилеммы и поиск духовных ответов на сложные вопросы, роль жрецов остается актуальной и важной для многих людей.
Жрецы играют важную роль в разнообразных религиозных и культурных контекстах по всему миру. Они служат ключевыми посредниками между человеком и священным, обеспечивая исполнение ритуалов, предостерегая от моральных срывов и обучая духовным практикам. Давайте рассмотрим некоторые примеры разнообразных религий и культур.
1. Христианство: В христианстве жрецы являются духовными лидерами и проводят богослужения, молитвы и таинства, такие как крещение и евхаристия. Жрецы различаются в зависимости от конфессии, например, в католической церкви они называются священниками, а в православной церкви - священнослужителями.
2. Ислам: В мусульманской традиции имамы и муллы выполняют роль духовных лидеров и руководителей молитвенных собраний. Они также предостерегают общину от недостойных поступков и ведут обучение верующих.
3. Буддизм: Монахи и ламы играют ключевую роль в буддийских общинах. Они проводят медитационные практики, учат доктринам Будды и выполняют ритуалы в буддийских храмах.
4. Индуизм: Жрецы, называемые пандитами или брахманами, служат как священники и учители в индуистских обрядах и ритуалах. Они имеют важное значение при проведении церемоний, таких как пуджа и свадьбы.
5. Иудаизм: Раввины и хазаны выполняют разнообразные религиозные обязанности в иудейской традиции. Они руководят молитвами в синагоге, учат Тору и предостерегают общину от соблюдения моральных норм.
6. Традиционные верования и шаманизм: В разных культурах по всему миру шаманы и жрецы играют важную роль в связи с духовным миром и общиной. Они проводят ритуалы, целительные обряды и предсказания.

В Древнем Египте жрецы играли важную роль в обрядах поклонения богам и управлении храмами. Они также были образованными и занимались наукой и магией. Важным аспектом их роли было проведение ритуалов после смерти для обеспечения безопасного перехода в загробный мир.
В греческой мифологии жреческие обязанности могли варьироваться в зависимости от конкретного храма или божества. Один из самых известных примеров - жрицы Дельфийского оракула, которые предсказывали будущее под влиянием бога Аполлона.
В Римской империи жрецы, называемые понтификами, контролировали религиозные обряды и праздники. Они также играли важную роль в обрядах в честь богов и богинь.
Язычество представляет собой разнообразные верования, которые не вписываются в крупные мировые религии. В языческих традициях жрецы, известные как жрецы-волхвы, друиды и другие, служили связью между людьми и духами природы. Их обязанности включали проведение обрядов, предсказание будущего и сохранение традиций.
В средневековой Европе языческие жрецы и жрицы были часто преследуемы церковью, и их традиции часто пересекались с магией и мистическими практиками.
Некоторые аспекты жречества и языческих традиций продолжают существовать и сегодня, особенно в контексте религиозного пути неокельтизма, неоязычества и других современных движений.
С появлением христианства в Европе языческие верования начали утрачивать свою популярность. Церковь активно боролась с язычеством, проводя крестовые походы и инквизиции, чтобы уничтожить представителей языческой религии, включая языческих жрецов.
Тем не менее, языческие традиции и жрецы оказали значительное влияние на европейскую культуру и фольклор. Множество языческих обычаев и символов были инкорпорированы в христианство, чтобы упростить переход языческих общин к новой религии.
Несмотря на преследования, некоторые языческие традиции и жрецы продолжали существовать в тайне или под покровом христианских обрядов. В некоторых случаях, они становились "волшебниками" или "колдунами", выполняя ритуалы и предсказания в скрытности.
Современные языческие движения, такие как неодруидизм и неоязычество, стремятся воссоздать древние языческие традиции и роли жрецов. Эти движения иногда включают в себя исторические элементы языческого жречества, пытаясь восстановить потерянные практики.
Средневековое языческое жречество олицетворяет сложную историческую ситуацию, когда старые верования конфликтовали с новыми религиозными движениями. Это также подчеркивает устойчивость и адаптацию некоторых языческих традиций в условиях изменяющегося религиозного и культурного ландшафта.
Одной из основных ролей жрецов является проведение религиозных ритуалов и обрядов. Это может включать богослужения, молитвы, культовые церемонии, свадьбы, похороны и другие обряды, связанные с религиозными событиями.
Жрецы часто служат как духовные лидеры в своих общинах, обучают своих последователей, проводят таинства, предоставляют совет и поддержку верующим в различных аспектах их жизни, могут выполнять благословение, ответственны за уход и поддержание священных мест, храмов и священных предметов, могут выполнять функцию предсказания будущего, играют важную роль в сохранении и передаче религиозных и культурных традиций от поколения к поколению.
Современные жрецы и духовные лидеры сталкиваются с вызовами и изменениями, вызванными современным обществом и технологиями. Вот несколько аспектов, которые иллюстрируют современную ситуацию жрецов и их адаптацию к современному миру:
1. Многие жрецы и религиозные лидеры признают важность использования современных технологий для поддержания связи с верующими. Они могут вести онлайн-богослужения, создавать духовные блоги и подкасты, участвовать в социальных сетях и использовать средства массовой информации для распространения своих посланий и духовных уроков.
2. Множество жрецов получают образование в современных образовательных учреждениях, чтобы лучше понимать и адаптировать свои религиозные учения к современным реалиям. Это может включать в себя изучение психологии, медицины и других дисциплин, чтобы лучше служить духовными потребностями верующих.
3. В современном мире, где сосуществует множество религий и мировоззрений, многие жрецы и духовные лидеры участвуют в межрелигиозном диалоге и сотрудничают с представителями других верований, чтобы содействовать взаимопониманию и миру.
4. Многие жрецы и духовные лидеры активно участвуют в социальных и общественных инициативах, таких как благотворительность, защита окружающей среды и борьба за социальную справедливость. Они призывают верующих к участию в социальных движениях и к действиям, направленным на улучшение общества.
5. В современном обществе многие люди сталкиваются с духовными вопросами и стремятся к духовным лидерам для духовного руководства и поддержки. Жрецы адаптируют свои методы консультирования и подходы к решению духовных вопросов с учетом современных вызовов.
6. Важной ролью жрецов остается сохранение и передача традиций, религиозных обрядов и культурных ценностей в современном мире. Они работают над тем, чтобы сделать духовное наследие доступным и понятным для новых поколений.
Современные жрецы и духовные лидеры стремятся адаптировать свои роли и функции, чтобы оставаться актуальными и востребованными в современном обществе. Их способность использовать технологии, образование и социальную активность позволяет им поддерживать и развивать духовные ценности в переменчивом мире.
Современные жрецы и духовные лидеры сталкиваются с рядом вызовов:
1. С увеличением секуляризации и ростом атеизма в некоторых регионах мира, жрецы могут сталкиваться с уменьшением численности верующих и интереса к религиозным учениям.
2. Современное общество характеризуется многообразием культур и религиозных традиций. Это создает вызов в поддержании мира, понимания и уважения к разным верованиям.
3. Использование технологии и цифровых медиа может представлять вызов в поддержании духовных ценностей и учения в эпоху информационных потоков и дистанционного общения.
4. Социальные изменения, включая вопросы гендерного равенства, сексуальной ориентации и брака, могут вызывать дилеммы и споры в религиозных общинах.
5. Многие жрецы активно включаются в социальные движения и борьбу за справедливость, что может вызывать непопулярные или спорные позиции.
6. Негативные события, связанные с жрецами и религиозными лидерами, могут подрывать доверие верующих и создавать моральные вызовы для церквей и общин.
7. Уменьшение числа верующих среди молодежи и вызовы, связанные с семейными ценностями и воспитанием, могут затрагивать религиозные общины.
8. Все более важной становится работа над улучшением отношений между разными религиозными группами и культурами, а также участие в диалоге и уважении к различным верованиям.
Жрецы и духовные лидеры сталкиваются с этими вызовами, стремясь сохранить и развивать духовные ценности и религиозные традиции, а также поддерживать духовное благополучие своих общин в современном обществе. Это требует гибкости, адаптации и поиска новых способов взаимодействия с верующими и широкой публикой.
Современные жрецы сталкиваются с множеством вызовов, включая секуляризацию, изменения в обществе, технологические изменения и социальные дилеммы. Однако их способность адаптироваться, использовать современные средства коммуникации и участвовать в социальных движениях делает их неотъемлемой частью современного мира. Они поддерживают верующих в сложные моменты, обучают, исцеляют и поддерживают священные места и практики.
Сохранение религиозных и духовных традиций в современном мире важно для того, чтобы люди могли находить смысл в своей жизни, находить утешение в вере и строить сообщества, основанные на моральных ценностях и уважении к ближнему. Жрецы с их уникальной ролью и обязанностями продолжают быть стражами и передатчиками духовных богатств, которые обогащают наше миропонимание и обогащают наши жизни.
В завершение я хотел бы обратиться к вам, уважаемые читатели, с важным призывом. Жрецы, священники и духовные лидеры играют критическую роль в наших общинах и в мире в целом. Их функции несут в себе значительное бремя ответственности и служения.
Поддержка духовных лидеров в их усилиях по поддержанию духовной гармонии и распространению добра - это шаг к более толерантному и сбалансированному обществу. Давайте вместе работать над тем, чтобы наш мир оставался открытым для диалога и взаимопонимания, несмотря на наши различия.

Арсентий Крафт, жрец Западного ковена

ЧЕРЕЗ ОГРАДУ

— …другой способ должен быть.

— Нет, есть только Я и только Мой способ. Есть только Лес и только Отчаяние.


Наше время одержимо образом леса, в котором теряются — потому что именно в нашем времени потеряться практически невозможно. Мы впервые знаем нашу планету как облупленную, мы воспринимаем территорию как карту, и впервые эта иллюзия нас не спешит обманывать. Мы в самом страшном смысле этого слова «знаем, где что лежит». Оттого в своих мечтах и своем экстазе мы попадаем в страну, угаданную пророком Кэрроллом — в пространство, где мы буквально не знаем, где что лежит, и, что главное, где мы сами — не всесильные картографы и конквистадоры, а нарушители границ и, возможно, еда для хищников.
В 2014 году вышел американский мультфильм «Через ограду», название которого у нас нечутко перевели «По ту сторону изгороди» («изгородь» в русском языке это все, что угодно, но не каменная стена). Как и многое в предгрозовую эпоху середины 2010-х, этот мультфильм напитан и напичкан частичками мощей Проппа, Юнга и ван Геннепа. Но любим мы его, конечно, не за это. Юноша Вирт и отрок Грег бредут домой, заблудившись, чрез поросль эдельвудовых дверевьев — вместилищ отчаявшихся душ, дающих масло для Черного Фонаря по велению Зверя, Хозяина Леса. Проходят ярко и необходимо в квесте сём Дровосек, жители тыквенного города Поттсфилд, все, причастные начальной школе для лесных зверей, ночная таверна, чайный магнат Эндикотт с возлюбленной, цивилизация лягушек, сестры-колдуньи Аделаида и тетушка Шёпот, и гигантская рыба в лодке с удочкой. Если Дэвид Линч в «Твин-пикс» навеки воспел Америку Среднего Запада, то «Через ограду» — вечный гимн пуританским северо-восточным штатам. Героям помогает в числе прочих персонажей сиалия Беатрис и прекрасно поющая лягушка, чье имя, как выясняется к концу картины, Джейсон Фандерберкер.
Сюжетная рамка мультфильма связывает фантасмагорический ландшафт «Неизведанного» с реальностью современного американского благополучия. Тем более сегодня мы воспринимаем историю путешествия в проклятый лес как нашу собственную историю изгнания в область неблагополучия, не-респектабельности а для иных и нелегитимности. Сопереживая Вирту и Грегу в их скитаниях, я вслушивался в тот одновременно заунывный и залихватский напев, который раздавался в эдельвудовом лесу. Не знаю, кто его пел, но слова точно принадлежали Зверю — этой темной мужской тени с горящими глазами-пятаками и двумя рогами в виде переплетенных корней.
***
Мы все идем по дороге в лесу, который мы когда-то считали домом, и мы все пытаемся найти путь домой. Самое страшное, что мы можем сделать — это объявить нашим домом лес. Нас побуждают к этому бесчисленные голоса, шепчущие или орущие, но несущие в себе один и тот же посыл: смирись, человече. После того, как у нас, на Западе, исчезла безусловная вера в Христа, появилась другая вера, вера в «эдельвудовы деревья» — в то, что человек может быть сведен к внешнему. Скалящее зубы наукопоклонническое безбожие и оккультизм, рассыпающий цветные сны, в целом повторяют одно и то же: «Ты — это Вон То». Вещь, большое дерево или гормон, сфира или энергия, Самость или эго — какая, в сущности, разница? Мы охвачены моделями, которые оплетают нас, как ветви хищного растения, грозящие сделать из нас застывший и сочащийся нефтью ствол, месторождение топлива для Черного Фонаря. Даже наш крик, наша боль и наш исступленный бег стали средством размена. Все это совершилось уже давно, настолько давно, что мы к этому привыкли и не думаем, что когда-то все могло быть иначе. Но сегодня начинается новая драма, новый передел Непознанного, и он коснется всех. Мы все полностью превращаемся в зрителей, нам всем выдают патент дендроагентов с пожизненным правом стоять и смотреть, но не двигаться, не менять ничего. Мир становится лесом, где не меняется даже сезон — ведь здесь вечный Самайн — и где вместо солнца, пойманного в старую фарфоровую чашку, навеки зажигается другое светило.
Вирт, у тебя есть план? Вопрос ребенка, живого ребенка в разрушенном ракетами городе, в концлагере, в тюрьме и в доме правителя — луч настоящего, которое когда-то, видимо, существовало у нас на земле. Мы же узнаём ландшафт — так хорошо прорисованный, этот идиллический ландшафт с дубами, холмами, ручьями и рощами, с половинной луной и цикадами, с закатом и колесным пароходом на реке. Это же вроде бы земля, какой мы ее любили и помнили, это вроде бы сцена нашей любви и наших мечтаний, где нас рожали и растили, которую мы хотели посвятить нашим богам. Отчего же она становится твердым мраком, словно мы клопы, а нас травят ядовитым облаком? кто нас травит, кто ополчился на нас, зачем эта нелепая метаморфоза и по каким грехам?
— Ты перемалывал потерянные души долгие годы.
Он пришел изнутри, из нас самих, оттуда, где был всегда и пребудет вечно. Он встал в свое время и заявил свое право, отданное ему реальностью. Он порожден нашим взором — тот, который породил наш взор — и он держит нас за наши внутренности, которые так долго двигал, даруя нам жизнь. Он похитил наш огонь, некогда давший его нам, он трубит в рог, который мы сами спилили с его убитого нами трупа, он встал нам на грудь копытом — тем, из которого мы пили свое веселье — и он выдыхает смрад, который мы прежде считали воздухом. Нет героя, чтобы сразиться с ним — и герой невозможен; прежде подвига посрамлен герой, вскормленный грудью козла шабаша. Нет и подруги ему в страшном лесу — красный смех его серенада. Вот кто владыка наш, ведьмы униженные.
Он стоит над нами, он стоит днем и ночью, наяву и во сне, требуя от нас три дара себе: лунный свет на веретене, гребень из золотого меда и солнце. Что он будет делать с этим, зачем ему, упырю, сдались эти сувениры? Не дает ответа, но нависает, но душит.
— Ты перемалывал потерянные души долгие годы.
У тебя есть план, Вирт? Все же, вроде бы, так просто: нам лишь нужно сделать из этого мира чуть-чуть лучшее место, протянуть другим существам лапку дружбы и немного с ними повеселиться, чтобы хоть как-то отогнать окрестный мрак. И по мере нашего веселья будет расширяться наша тропа, и мы узрим Королеву Облаков, которая дарует нам наше желание и откроет нам путь домой, и мы больше не станем разбираться с «мета-», но, наконец-то возьмемся за «то самое», что и готовила нам жизнь: варить борщ и рожать детей, участвовать в общинных праздниках и формировать комьюнити, экспериментировать с наночастицами и бороться с изменениями климата. Прикосновение кожи к коже — самое святое, что есть у нас; лес ужасен тем, что там нет уже кожи, а прикосновение к тебе ввергает в тебя другого, равно как и твое к другому — равносильно удару ножом; в мире эдельвудовых деревьев, где все метаморфоза, невозможны никакие перемены — кроме тех, что совершаются подвигом. Но подвиг, Вирт, нельзя внести в план. Он случается по милости судьбы, но зависит от Случайной Встречи и от Помощников — а главное: все они не помогают нам вернуться домой, а только больше вводят нас в свой собственный мир.
— Ты перемалывал потерянные души долгие годы.
Но ведь и лес, и наша беда — все же это из-за любви! Да, так вот просто, из-за любви к женщине. И сам-то путь — это все-таки путь к самому простому, для чего приспособлено тело: к его продолжению в других телах. И, казалось бы, все это просто превращения и извращения простого, очень простого: я хочу тебя, а ты меня, будь моей женой, а свидетель о том Игнат. Убери извращения, и жизнь откроется, и путь заблещет. Просто дай ей послушать свою кассету — неужели это так сложно? Нет, говорит Джейсон Фандерберкер, это не сложно, однако это и гиблое дело. Любовь — это обман, который следует поддерживать, а не рушить, если хочешь, чтобы люди не убивали друг друга; любовь живет за счет обещания взаимности, а не ее получения, красота — это обещание счастья, но само счастье превращается в кошмар, как только становится распорядком дня. Кто же не знает этого? Человеческое тепло и человеческая свобода осуществимы лишь в пути, разве ты этого не знал, спрашивает Джейсон Фандерберкер. Ты перемалывал потерянные души долгие годы, а теперь ищешь любви, как ветеран войны на другом континенте, вдруг решивший осесть и успокоиться. Чем же плох тебе Лес, где ты герой? дома ведь останешься недотепой.
План-то есть у тебя, Вирт? Нет у меня плана, Грег. Пойдем, просто пойдем наудачу. Позади нас безумная песня — Дровосека ли, Зверя? Вокруг то дождь, то вёдро, то рассвет, то закат, то тыквенный город, то лягушачий паром. Впереди какие-то старые дома — там сальные свечи, там странные семьи, там глупые случаи. Пойдем, пойдем, брат, пойдем, скоро снег будет. Первый снег и рыба рыбачит. Спросим, клюёт ли?

Гарсиа, жрец общества Агавы

ГЕКАТА – БОГИНЯ ПЕРЕКРЕСТКОВ

Хочу написать для вас о Гекате, о великой богине перекрестков, многоликой богине Луны, бесконечно старой и мудрой, невероятно прекрасной и молодой. Она щедрая мать всего живого – и черная, подземная богиня ада и смерти.
Всё зависит от того, с каким ликом этой удивительной богини вы собираетесь взаимодействовать. А точнее, от того, каким ликом она повернется к вам. Каждого практика, работающего с Гекатой, ждет свой неповторимый путь.
Геката – королева Луны, она заведует миром сновидений и может помочь путешествовать в астральных мирах и находить там нужную информацию.
Она – хозяйка воды и земли, настолько древняя, что источник ее появления на земле теряется в веках.
Она пришла в римско-греческий пантеон из более ранних верований и считается дочерью Астерии, титаниды звезд и ночных оракулов, и Персеса, титана разрушения. Эта родословная дает Гекате власть над небесами, землей и морем. Она также связывает ее с божественным аспектом ночи, делая почитаемой фигурой в лунных ритуалах и ночной магии.
Считается, что бабушкой Гекаты была Фиби, титанида Дельфийского оракула, олицетворяющая небесное гадание. Поэтому, занимаясь гаданиями и предсказаниями, вы так или иначе соприкасаетесь с Гекатой. Сюда относятся чтение карт Таро и использование таких инструментов, как маятники или руны.
Важно помнить, что Геката всегда разная, и она всегда знает, куда вам нужно и почему. Это богиня-проводник, которая может ходить по разным мирам, открывая любые двери и тайны. Она ведает обо всем и освещает путь даже в самой непроглядной тьме.
Геката обладает множеством имен, и это позволяет взывать к ней практически в любой ситуации. Вот некоторые из наиболее известных ее именований:
Хтония («земная»)
Дадофора («факелоносица»)
Энодия («дорожная»)
Клидофора («ключница»)
Куротрофа («кормилица детей»)
Фосфора («светоносная»)
Пропола («спутница»)
Пропилея («привратница»)
Сотейра («спасительница»)
Триформис («трехтелая»)
Триодитис ([богиня] «трех дорог»)
Ими можно пользоваться в зависимости от цели вашего запроса.
Атрибутами Гекаты являются:
– ключ – символ открывания дверей и тайн,
– факел – свет знаний,
– кинжал – символ рассечения,
– веревка – символ связывания судеб.
Животные Гекаты: черные собаки и волки, совы, летучие мыши, змеи, жабы, а также все ночные животные.
Травы Гекаты: чеснок, мандрагора, белладонна, полынь, а также все ядовитые растения и цветы.
Цвета Гекаты: черный, темно-синий, пурпурно-фиолетовый, серебристо-белый
Также я хочу поделиться с вами Воззванием к Великой Матери. Это воззвание связано с эллинским мифом, согласно которому Зевс наделил Гекату властью над рождением и смертью. Именно это придало образу Гекаты мрачноватый оттенок.
О Великая Геката! Богиня мрака!
Ночных видений и чародейства!
Властвующая над судьбой земли и моря!
Одарённая Ураном Великой Силой!
Помогающая людям в их повседневных трудах!
Покровительница охоты, пастушества, разведения коней,
Ты, присутствующая на судебных процессах, народных собраниях, состязаниях в спорте,
Наблюдающая за войнами,
Шествующая в ночи с факелами в руках и змеями в волосах, окружённая своей мрачной свитой,
Богиня колдовства,
Помощница покинутым влюблённым,
Неодолимая!
Выводящая призраки умерших,
Связующая два мира - живой и мёртвый,
Ты – мрак, и вместе с тем свет Луны,
Ты – жизненная сила земли и олицетворение подземного мира,
Владеющая тайной преобразования,
Богиня трёх дорог.
Геката – самая популярная богиня среди ведьм и колдунов, так как считается их матерью и покровительницей.

Наталья Сарон, ведьма и Жрица Гекаты

ВУДУ

Вуду – что это такое? Наверняка первое, что пришло вам в голову – куклы, истыканные иголками. Или кровавые жертвоприношения, или пляски с нечистыми духами. Те, кто смотрел фильм «Змей и радуга», могут вспомнить ходячих мертвецов – зомби, – созданных злыми колдунами, чтобы поиздеваться над своими угнетателями. Но все эти ассоциации имеют мало общего с реальностью. Голливудское кино бывает неплохим, но не слишком достоверным. И для тех, кто собирается смотреть страшилки на Хэллоуин, я подготовил статью про одну из самых таинственных, пугающих и загадочный традиций мира колдовства и магии – вуду.
Небольшой спойлер: будет не так уж и страшно.
Сразу разрушу интригу. Вуду – это не колдовская система, это традиции, имеющие богатую историю и внушительный пласт космологии и морально-этических норм. Обратите внимание: «традиции». Словом «вуду» в русскоязычном пространстве принято объединять несколько различных синкретических культов, которые распространены в странах Западной Африки, Карибского бассейна и США. Из данной статьи вы получите представление о некоторых из этих культов.
Мы рассмотрим гаитянское вуду (Воду), Пало, Сантерия/Ифа, Умбанда и Кимбанда. Но прежде, чем говорить об особенностях каждой, стоит обозначить, что у этих традиций общего. Во-первых, все они родом из Западной Африки. Недаром их часто объединяют как «афро-карибские/афро-бразильские/афро-американские традиции». Из этого мы можем сделать вывод, что большой пласт данных традиций составляет африканское наследие.
Как уже было упомянуто, культы вуду являются синкретическими – то есть, соединяют в себе сразу несколько традиций. Принято считать, что, например, гаитянское вуду – это смешение наследия африканских племен с католицизмом. Это спорное утверждение, слишком упрощённое, но и доля правды в нём есть. В культах вуду мы часто можем встретить христианскую (и не только) символику, вудуистских божеств нередко ассоциируют со святыми, а многие последователи этих культов причисляют себя к одной из мировых религий.
Большая часть культов вуду является инициатическими. То есть, для того, чтобы стать причастным к данным традициям, одного желания недостаточно. Нужно получить благословения от духов, пройти обучение, и лишь затем вас инициируют в традицию. На этом, впрочем, всё тоже не закончится. В зависимости от традиции, существуют разные ступени иерархии, каждая из которых имеет свои привилегии и обязанности.
И, пожалуй, еще одно общее положение. Культы вуду редко являются «традициями одного практика». Чаще речь о небольших группах (семьях), которые исповедуют/практикуют вуду вместе. Культы вуду вообще тесно завязаны на семье. Практически в каждой традиции почитанию предков отводится весьма важная роль.
Это не все сходства, лишь самые базовые моменты – вы сможете увидеть ещё больше, когда мы рассмотрим каждую традицию отдельно.
Начнём с гаитянского вуду (или Воду). Как понятно из названия, данная традиция практикуется в основном на острове Гаити (последователей можно встретить и в других местах, но большинство верующих все таки живут в пределах острова). Гаитянское вуду часто называют самым ортодоксальным из всех направлений. Чтобы глубже понять и прочувствовать данную традицию, стоит углубиться в историю, конкретнее – в период колонизации и работорговли. Африканцев, которых привозили на остров в качестве рабов, пытались обратить в христианство. Но все оказалось не так просто. Африканцы не забыли свою веру, скорее спрятали своих богов и свои традиции под христианскими масками. Именно поэтому в современном гаитянском вуду (далее – Воду) мы часто видим изображения, похожие на христианские иконы. Многие обряды начинаются с католических молитв. А если спросить приверженцев воду, какую религию они исповедуют, почти наверняка вам ответят: «Христианство».
Последователи воду верят в Единого Бога, похожего на библейского – Гран Мет или Бондье. Он отдален от дел мирских, да и от метафизических тоже. Для Бога не существует специальных церемоний (но молитва перед любой работой обязательна), а культ как таковой строится на почитании предков и Лоа.
Лоа – духи, которые воплощают силы Бога. Они условно разделены на категории. Условно – потому что в зависимости от дома/семьи/сообщества категории могут меняться, а Лоа – кочевать из одной в другую. Здесь приведена самая известная и простая версия.
Первая категория – Рада Лоа. Духов этого семейства условно называют «добрыми духами». Они считаются самыми мягкими по отношению к человеку, не требуют больших жертв и не приносят вреда. Они – хранители истории и наследия.
Следующее семейство – Геде Лоа, или духи мертвых. Они комичны, вульгарны и непристойны. Стоит понимать, что Геде – это абстрактные мертвые, а не конкретные предки. Их еще называют «забытые мёртвые».
Третье семейство – Пьетро Лоа. Их считают порождением гнева и насилия. Из духов они – самые кровожадные. Говорят, что они двигают историю.
Но все разделения весьма условны. Подобно людям, Лоа не являются однозначно хорошими или плохими.
В Воду есть своё духовенство. Прежде всего, это священники. Священник-мужчина называется хунган (унган), священник-женщина – мамбо. Также существует иерархическая структура, состоящая из работников храма. Это и музыканты, и люди, которые готовят подношения или содержат жертвенных животных, и не только.
Жрецы и жрицы воду занимаются предсказаниями, лечением больных, посвящением неофитов, но их основная задача – руководить храмом и проводить служения Лоа.
Следующая традиция, о которой я хочу упомянуть – это традиция Пало. Истоки Пало – на Кубе, а ритуалы проводятся на измененной версии испанского языка, которая больше нигде не используется. Часто можно услышать, что Пало – кровавая и темная традиция, и, на мой взгляд, в этом есть доля правды.
Базовый набор культа в целом схож с гаитянским вуду. Здесь так же есть Бог, – в данном случае его называют Замбия (Нзамби), – который так же отдален от мира. В культе так же присутствуют духи, с которыми люди могут взаимодействовать. В Пало их называют нкиси. Основная работа в Пало строится на взаимодействием с котлами, называемыми нганга. Эти котлы можно назвать микро-Вселенной: в них кладут ветви священного дерева, кости и внутренности животных, различные растения, а порой – даже человеческие останки. В нганга живут духи. Часто это мпунго – духи усопших. По некоторым источникам, чтобы создать действенный котел с духом, палеро (так иногда называют последователей Пало) должен отправиться на кладбище и отыскать усопшего, который согласится с ним работать. Затем могила этого человека раскапывается, оттуда берутся определенные кости и кладутся в котел, вместе с другими необходимыми ингредиентами.
Отдельно хочу обозначить: не всё Пало таково, как я описал выше. Говорить об афро-традициях в целом очень сложно. Эти традиции – традиции опыта и практики, без централизованного органа управления. Мало того, что внутри Пало есть много направлений (Пало Майомбе, Пало Монте, и др.), так ещё и опыт и традиции могут отличаться у разных практиках. В некоторых направлениях культ строится в основном на взаимодействии с нкиси; некоторые направления можно назвать «магическими системами»; в некоторых будет прослеживаться явный синкретизм с христианством, а в других его не будет.
Следующая на очереди традиция – Сантерия/Ифа. Территориально мы все еще остаемся на Кубе. Названия «Сантерия» было дано испанцами, и некоторые последователи традиции считают его пренебрежительным, однако оно – самое узнаваемое. Внутри традиции бытует название «Лукуми», а также «Ифа».
Корни традиции лежат в Западной Африке. Изначально это верования народа йоруба, которые смешались с католицизмом. Здесь мы снова имеем далекого от дел мирских Бога – Олодумаре, и взаимодействие снова происходит с духами-посланниками Бога – Ориша. Если вы читали мои предыдущие статьи, вы уже знакомы с некоторыми из них.
Ориша воплощают собой различные силы природы и аспекты человеческой жизни. К ним обращаются за исцелением, решением любовных дел, покровительством и защитой… список можно продолжать бесконечно. В Лукуми/Ифа мы встречаем три основных направления работы:
– взаимодействие с Эгун, духами умерших, этакий спиритизм;
– жречество духам Ориша;
– работа в качестве Бабалао.
Бабалао – «отцы тайн» – высший сан в традиции, доступный только мужчинам. Бабалао могут работать с доской Ифа – священным предметом традиции. Её используют для предсказания и общения с духами. Считается, что доска Ифа содержит всю мудрость, которая только есть в мире.
В традиции Ифа существует четкая система иерархии, а все взаимодействие с духами происходит строго после посвящения. Вот примерный «карьерный рост» для последователя: сначала человек может получить преджреческую инициацию – «усаживание» основных Ориша и вручение ритуальных бус; далее следует инициация в жрецы Ориша, ну а после, если речь о мужчине, можно стать Бабалао. Разумеется, это общая схема. Существует немало посвящений в разные направления традиции, но чтобы описать их, понадобится не одна книга…
Говоря о Сантерии/Лукуми и Ифа, стоит помнить, что это все-таки не совсем одна и та же традиция. Для простоты восприятия мы объединили их, так как устроены они очень похоже, да и Ориша в обеих традициях присутствуют.
Теперь, сделав смелый скачок, переместимся в Бразилию. Колорит местных традиций отличается от того, что мы видели до этого. Основные культы, которые мы встретим тут – это Умбанда и Кимбанда.
Упрощая, можно сказать, что базовый набор Умбанды очень похож на уже известную нам Сантерию. Мы встречаем единого Бога – часто его и зовут так же, Олодумаре, – и уже знакомых нам Ориша. В чём же различие? Бразилия стала настоящим плавильным котлом для традиций. Помимо привычного нам христианства и африканских верований, тут имелись и другие материалы для переплавки. Например, наследие индейских племен, которые, как и африканцы, становились рабами для европейцев. Индейский колорит тесно переплетается с Умбандой и по сей день. Мы можем встретить отдельные семьи духов, являющихся предками индейцев – например, Прето Вельос. Но главная «изюминка» Умбанды – это спиритизм Кардека, который тесно вплелся в традиции Умбанды и повлиял как на идеологию приверженцев, так и на методы взаимодействия с духами.
Еще одно отличие Умбанды в том, что помимо Ориша и предков, умбандисты работают и с другими группами духов. Это могут быть Эшу, семьи цыганских духов, предки индейцев и многие другие. А если как следует углубиться в теологию Умбанды, то можно заметить четкую разницу восприятия духов Ориша с Ифа.
Ну и традиционно замечу: Умбанда Умбанде рознь. В наше время существует не один десяток домов Умбанды. Какие-то дома отказываются от животных подношений, какие-то обращаются к африканским корням, стремясь очистить традицию от иных примесей. Умбанда очень индивидуальна, и каждый может найти то, что близко ему.
Ну а теперь вернёмся к мрачному и загадочному – попробуем коснуться Кимбанды.
Некоторые называют Кимбанду «путем левой руки» для Умбанды. Условно Кимбанду можно считать магическим культом предков. Практика строится на работе с духами Эшу и Помба-Жира, которые когда то были людьми. Кимбанда не имеет жреческой иерархии, не считая отношений «учитель-ученик». В отличие от перечисленных выше культов, Кимбанда вполне допускает одиночную практику. Стоит отметить, что Кимбанда, как правило, не предполагает религиозности. На мой взгляд, это скорее магическая практика с духами, лишённая каких-либо догм.
Здесь есть вполне оформленная иерархия духов, хотя она всё ещё может варьироваться от практика к практику. Да и направлений в Кимбанде весьма много. Бытует мнение, что Кимбанда – это черная магия, а духи Кимбанды – порождения христианского Ада; нередки сравнения Эшу и Помба Жир с демонами Гоэтии. Но, если говорить о самой традиции, духи не имеют ничего общего с этими персонажами. То, что Эшу и Помба Жир часто изображают в виде разного рода нечисти – от суккубов и чёртиков до самого Сатаны – является скорее последствиями угнетения коренной культуры рабовладельцами и церковью. Впрочем, в конечном счёте эти демонические изображения прижились.
Морали в Кимбанде нет. Через духов Кимбанды можно работать как на позитивные изменения, так и на негативные. А сами ритуалы могут выглядеть как вполне «цивильно», так и кроваво. Например, есть обряд, где практику следует заживо сварить черную кошку…
Таков общий обзор. Чтобы глубже погрузиться хотя бы в одну из данных традиций, понадобится не один месяц поисков и изучения. Но я надеюсь, что эта статья смогла развеять некоторые мифы и, возможно, заинтересовать кого-то в дальнейшем знакомстве с традиций вуду.

Виталий, викканский жрец, последователь АКТ

ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ СОРОКИНЫМ

Дмитрий Сорокин – владелец чайного клуба Teartroom в Санкт-Петербурге (Гороховая,36). Уже два года каждое новолуние и полнолуние Дмитрий проводит Церемонию Какао. Редакция журнала встретилась с Дмитрием и поговорила о чае, какао и других растениях силы.

Witchcraft Today (WT): Расскажи немного о себе.
Дмитрий Сорокин (ДС): Чаем я занимаюсь около тринадцати лет. До этого был сотрудником милиции в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Ловил людей и сажал их в тюрьму. Общая сумма обнаруженного ущерба за время моей службы оценивается миллиардами.
Сейчас я говорю об этом как о прошлой жизни, потому что я-тогда и я-сейчас – два разных человека. Вайб моей жизни совершенно иной. Но могу и «по понятиям разложить», если что! У меня два высших образования: юридическое и экономическое.
WT: Потрясающе! А как дошел до того, чтобы продавать чай?
ДС: В какой-то момент я решил заняться нейролингвистическим программированием (НЛП). У меня папа — кандидат наук по психологии. У него были книжки по НЛП, и меня эта тема увлекла. Конечно, работая в милиции, было бы удобно иметь свою армию зомби, чтобы сказал: «подписывай явку с повинной» — и человек сразу подписал.
Я отыскал в интернете курсы по НЛП. Мой первый учитель — Аркадий Бондарь, у него сейчас свой центр НЛП в Петербурге. Вспоминаю Аркадия с большой благодарностью. Я прошел практику, потом — мастерскую ступень, и понял: прежде чем управлять людьми, нужно научиться управлять собой. Здесь я многое переосмыслил и дальше с НЛП взаимодействовал в ином формате.
В этот период я познакомился с Вероникой Данилишиной. Она работала в сети чайных магазинов «Море чая», обучала персонал представлять товар и взаимодействовать с людьми. И вот Вероника начала вводить меня в мир чая. Мне там очень понравилось. Я привык наблюдать, как по вторникам убойный отдел пьет с утра водку. Приходишь на работу — а люди в соседнем кабинете ножи в стену кидают, потому что у них веселье. И тут я вдруг увидел совершенно другой мир, где люди зажигают свечи, красиво заваривают чай и обсуждают Ошо! Было безумно интересно.
Мы с Вероникой начали встречаться. Я всё ещё работал в милиции, но уже начал приносить на работу чай и чайную доску — все на меня смотрели, как на психа. И вот однажды мы едем домой. Я ей жалуюсь на свою работу, на то, как меня достала темная сторона моей жизни, она мне жалуется на руководство «Море чая», что оно не хочет двигаться в сторону китайских чаёв… Мы смотрим друг на друга и говорим: «А давай откроем свой магазин».
На следующий день мы увольняемся, занимаем пятьсот тысяч у дагестанцев под большие проценты и открываем наш первый магазин «Хороший чай». Сейчас это уже не мой магазин: мы расстались с Вероникой, поделили нашу сеть, и дальше я шел самостоятельно.
В чае мне всегда нравился ритуал. Я вижу в нём параллели с НЛП. Чайная церемония – инструмент взаимодействия с людьми, очень тонкий и красивый. Мне стало интересно: а что еще есть в мире церемоний? Я бывал на церемониях Аяуаски, Пейот, интересовался Мате, но не нашел учителей, которые могли бы рассказать что-то дельное — они в основном в Латинской Америке. И как-то по пути меня зацепило Какао.
WT: Как именно тебя зацепило Какао? Был ли какой-то момент: «О! Какао!»?
ДС: Прям такого момента не было. Я не выбирал Какао, Какао выбрало меня. Изначально это было рациональное любопытство: «А что, кроме чая?» Я фанат чая, чай меня выбрал, я служу чаю. А какие ещё есть церемонии? С Мате не получилось. В Москве есть клуб Мате, они и Какао-церемонии проводят, правда, отвратительные, сплошное шоу, мне не понравилось. Но я задумался: а ведь Какао —тоже растение силы.
Мы нашли другого учителя, пошли в церемонию в Белых облаках в Москве, попили правильного Какао — нас зацепило. Поехали на ретрит Какао. Я ехал из любопытства, за информацией. Получив посвящение в Какао, мы вернулись в Питер. Собирали дополнительный материал, строили свой рисунок церемонии, включали что-то из других наших церемоний.
Проводить церемонии я тогда не хотел. Я думал, это будет делать жена. Она вела их несколько месяцев, каждое полнолуние и новолуние. А потом мы поругались, она уехала на месяц к подруге. И я понимаю: мне нужно провести эту церемонию во что бы то ни стало, потому что — каждое новолуние, каждое полнолуние. Провел я её кое-как, на ней было четыре человека. Потом еще раз провел. Потом понял, что не могу остановиться: люди приходят, их полный зал! И вот уже два года я веду каждое полнолуние и новолуние свою Церемонию.
WT: Расскажи, что это за традиция. Кто такая Богиня Какао — это эгрегор, божество, или?..
ДС: Трудно сказать.
История какао-дерева начинается с Амазонки. Потом оно и само расползлось, и человек рассадил. Культура Какао родом из Мексики и Гватемалы. Ольмеки, тольтеки, ацтеки взаимодействовали с Какао, и у них есть легенды о ней.
Лучшая подруга богини Какао – богиня Любви. Имя ее Хуитака (обычно на русский не переводят, пишут просто: Богиня Любви). Имя Богини Какао – Икс-Какао (Маленькое Какао) или Ишь-Какао. Пишется оно так: Ix-Cacao.
От культуры индейцев мало что осталось. Многое было утеряно, когда начались испано-португальские завоевания; многое смешалось с католицизмом. Хотя если испанцы уезжали, индейцы разбредались и возвращались обратно к своей культуре, переставали ходить в церковь. Сохранились сакральные песни — знания земли. Но, хотя носителей знаний осталось мало, даже если знание не передается дальше и умирает, эти песни снова появляются, будто бы сами по себе.
WT: То есть, песни которые поют в Какао-церемонии, напрямую с Какао не связаны?
ДС: Песни есть разные. Есть посвященные Какао, есть молитвы Небу и Земле. Все эти песни перекликаются с намерениями, которые звучат в Церемонии.
WT: Кому подходит традиция Какао? Есть ли у нее принципы, правила?
ДС: Традиция подходит всем. Церемония Какао включает в себя набор ритуалов, которые зависят от выбранного направления. Мастер выбирает рисунок Церемонии: какие-то аспекты обязательны, какие-то остаются на усмотрение мастера. Если не доверяешь мастеру, на Церемонию лучше не приходить. И ещё, всегда ставится защита.
WT: Как ты ставишь защиту?
ДС: С помощью белого шалфея или пало-санто. Окуриваю пространство. Иногда и пол надо помыть с солью. Защитных кругов, сигилов и рун я не ставлю. Часто видел на алтарях чужих церемоний с растениями силы иконы. Такую эклектику я считаю нормальной, потому что изначальную структуру – алтарь, свечи, цветы — никуда не деть. Возьми любую религию, и там будут алтарь, центральный огонь и четыре стороны света.
WT: Расскажи про основные этапы Церемонии Какао.
ДС: Первый этап — подготовка, себя, пространства и людей. Мы высылаем инструкцию и просим соблюсти некоторый дресс-код. Какао — доброе растение силы, многое прощает. Можно прийти в шортах или джинсах, я никого не выгоню. Но люди, которые приходят много раз, приходят в белых праздничных одеждах, потому что они идут на встречу с духами и с собой.
Следующий этап – установка защиты, открытие пространства, постановка намерения. Говорим намерение. Готовим напиток, добавляем специи. Если много новичков, мы много говорим, если новичков нет — больше поём: песни передают намерения лучше всего.
Что касается употребления Какао и ритуала Healing wheel («Исцеляющее колесо») — лучше один раз побывать на церемонии и посмотреть, чем услышать. Это взаимодействие со стихиями, благодарность и просьба к ним. Церемония — не шоу, это работа со своим состоянием и духом. Намерение и обычная «хотелка» — разные вещи. Намерение – путь, которым ты готов пойти. И Богиня Какао может показать, какие шаги нужно сделать. Мы выстраиваем коридор шагов, а также приходим в состояние гармонии и покоя, из которого человек может получить правильные ответы. Человек в суете, тревоге и злобе правильного решения не примет. А находя внутреннее Я, он находит и ответ.
Один из важных моментов групповой церемонии – умение слушать. Не только высказаться самому намерение, но и услышать других. Первая часть Церемонии – сонастройка. И уже потом человек начинает получать ответы.
После Healing wheel следует медитация. Это необязательная часть. Затем мы открываем круг благодарности. В финале — закрытие пространства.
WT: Есть ли табу и запреты?
ДС: Скорее, рекомендации. Какао не действует через силу, сокрушающе и ярко, как Ауяска. Аяуаску и Пейот я не рекомендую без четкого представления о сути происходящего и без хорошего мастера. А Какао очень доброе.
Рекомендации перед Церемонией – не употреблять сахар и молоко за несколько дней. Если съесть сахара перед Церемонией, это помешает получить тот опыт, который человек мог бы получить. Само Какао мы не смешиваем ни с сахаром, ни с лактозой. Соль и гвоздика тоже подходят плохо, а вот обычные специи и маисовая мука – хорошо.
WT: С чем это связано? Почему так вреден сахар?
ДС: На химическом уровне Какао успокаивает. А сахар ускоряет ум и тем самым добавляет суеты, заглушает голос сердца. Какао-церемония выстраивает связь между умом и сердцем, укрепляя этот мост. Оно помогает слушать и слышать себя, помогает сделать ум инструментом для сердца. А сахар и лактоза мешают. Это нагрузка не на те функции организма, с сахаром ты не сможешь пойти так глубоко, как мог бы. Но, конечно, каждый выбирает сам. Тест на сахар в крови мы не берем.
WT: Есть ли степени посвящения в Какао?
ДС: Ты либо с Духом, либо нет. Степеней, градусов и и уровней посвящения не существует. Но есть важный момент: Какао — не разовая практика. Настоящая работа начинается после пятой-десятой Церемонии, и это работа на совершенно другом уровне.
WT: Пожелания для наших читателей?
ДС: Я рекомендую посетить хотя бы одну нашу Церемонию. Мы проводим Какао-круги, где просто знакомим людей с Какао, без ритуала. Приходите к нам, пейте хорошее Какао.
Рецепт правильного Какао от Дмитрия

Беседовала Ктара

РЕЦЕПТЫ САМАЙНА

Тыквенный суп
Идеальный суп для начала зимы – какой он? Богатый вкусами, наваристый, яркий. Чтобы усталый путник, прорвавшись сквозь ветра и дожди к дому, согрелся и воспрял духом.
Для тыквенного супа с крупой нам понадобится:
Тыква — 300 г (лучше всего сорта баттернат)
Лук — 1 шт
Сельдерей — 2 стебля
Чеснок — 2 зубчика
Сушеные травы (отлично подойдëт орегано)
Грибы – несколько крупных штук
Булгур, рис или мелкая паста — 150 г

1. Почистите и порежьте тыкву мелким кубиком.
2. Сложите в огнеупорную посуду, сбрызните маслом (лучше оливковым, отлично подойдёт кунжутное), чуть посолите, посыпьте сухими травами. Перемешайте.
3. Выпекайте до мягкости в духовке, разогретой до 180° С. Если тыква лежит неравномерно, перемешивайте в процессе готовки.
4. Почистите, порежьте красивыми пластинками/кусочками и обжарьте грибы. Можно влить каплю соевого соуса перед концом жарки, чтобы раскрыть вкус.
5. Очистите и мелко нарежьте чеснок, обжарьте на масле в кастрюле в течение минуты.
6. Очищенный и мелко порезанный лук вместе с мелко порезанным сельдереем добавьте к чесноку.
7. Обжаривайте до мягкости и прозрачности лука.
8. Добавьте к смеси в кастрюле крупу/пасту. Обжарьте 2-3 мин.
9. Влейте литр бульона (это куда лучше, чем просто кипяток, но и он подойдёт, если дела идут не слишком богато).
10. Пока варится основной суп, разомните вилочкой тыкву, отложив примерно треть кубиков.
11. Добавьте пюре в суп и варите минут десять.
12. В конце положите кубики тыквы и грибы.
13. Подавайте с пылу с жару, с хлебом, перцем и всем, что найдётся в кладовых.

Кофе Самайна
Я расскажу вам, как сварить такой кофе, чтобы гарантированно воскреснуть 1 ноября, в Духов день, после ночи, когда вас все-таки не забрала Дикая Охота (или забрала, и тогда вы сварите этот кофе на костре божьего лагеря вместо собственной кухни?).

Итак, возьмите граммов 20 кофейных зёрен (35 граммов, если вам не довелось поспать этой ночью). Смелите как можно мельче вместе с парой коробочек кардамона, кусочком мускатного ореха размером со спичечную головку, парой горошин розового перца и "лепесточком" бадьяна. Насыпьте свежемолотый кофе в джезву на 300 мл (если надо больше или меньше, вы уж рассчитайте пропорцию сами). Залейте чистой фильтрованной водой, киньте кусочек коричной палочки размером с фалангу большого пальца. И поставьте на очень, очень высокий огонь. Минута-другая, и над вашим кофе взойдёт пышная шапка пены. Тогда снимайте с огня, бросайте пару кусочков льда или ложек холодной воды и мешайте – так осядет гуща. Оставьте кофе в покое на пару минут, подумайте о чем-нибудь, помойте кружку. Потом налейте себе воскрешающего кофе, пейте медленно и размышляйте обо всех событиях, благодаря (или вопреки?) которым вы оказались там, где вы сейчас.

Курник
Так. В качестве пирога даю рецепт курника. Шагов много, но все они несложные. Это традиционное русское блюдо, кроме того, пирог – иконическое блюдо на любом праздничном столе, включая стол, накрытый для предков.
Этап 1: жарим блины.
Замешать тесто из 100 г муки, 150 мл молока/воды или молока с водой 1:1, 1 яйца, 1 ст.л. растительного масла, 1 ст.л. сахара и щепотки соли. Подсказка: сначала добавьте к сухим ингредиентам яйцо и масло, перемешайте до однородности, потом вливайте жидкость, так будет меньше комочков. Пожарить тонкие блинчики на сковороде такого же диаметра, что и разъëмная форма для пирога.
Этап 2: готовим начинки.
Куриная: 500 г филе отварить в подсоленной воде, порезать мелко, бульон сохранить для соуса.
Рисовая: отварить и мелко нарезать 2 яйца. Отварить 1/2 рассыпчатого риса. Смешать с яйцом и мелко порезанным укропом.
Грибная: пожарить на масле 150 г грибов (лучше белых, можно шампиньонов), посолить, поперчить.
Этап 3: соус
Обжарить на сковороде 2 ст.л. муки на 50г сливочного масла. Постепенно вливать горячий бульон, непрерывно помешивая, пока не получится гладкий густой соус. Дать покипеть минутку и снять с огня. Попробовать на соль! Можно добавить чёрный перец, мускатный орех.
Этап 4: тесто
250 г муки со щепоткой соли и щепоткой лимонной кислоты выложить горкой на стол/разделочную доску, влить в углубление в центре полстакана воды. Замесить тесто, но долго не мешать! Оставить отдохнуть на 15 мин, прикрыв плёнкой. Раскатать до толщины 5 мм, равномерно смазать 150 г мягкого сливочного масла (консистенции самого теста), оставляя свободными края. Сложить вчетверо, раскатать до толщины 1 см, оставить в холодильнике, накрыв плёнкой, на 15 мин. Снова раскатать до 5 мм, сложить, раскатать до 1 см, охладить минут 20-30. И снова повторить процедуру.
Этап 5: сборка и выпечка
Вырезать 2 круга из теста: один по ширине разъемная формы (на 18-20 см), другой чуть больше. Больший круг уложить в форму, сформировав борта. Уложить в таком порядке начинки: блин - 1/2 рисовой и соус - блин - куриная и немного соуса - блин - грибная и немного соуса - блин - остаток рисовой уложить горкой, немного соуса - блин. Закрыть вторым кругом теста и защипать края нижнего и верхнего пластов. Верх пирога можно украсить листочками, цветами и фигурками из теста.
Этап 6: выпечка
Смазать пирог смесью яйца и пары ложек сметаны/сливок, выпекать на 170 ° до румянца и глухого звука корочки при постукивании. Перед подачей дать настояться и хотя бы слегка остыть.

Яна Крафт

ТОТЕМ И “ВНУТРЕННИЙ ЗВЕРЬ”

Чем отличается тотем от “внутреннего зверя”? Тотемное животное и Животное Силы — кто это?
Основные тотемы — это:
— индивидуальный, присущий конкретному человеку — лично вам,
— и родовой — то есть, присущий вашему Роду.
Вопрос тотема тесно связан с Родом. Ведь изначально тотем — это образ первопредка-покровителя. Кровный союз, заключённый между Родом и первопредком, превращает людей и их покровителей из мира духов в сородичей.
В анимистических и шаманских традициях родовой тотем выступает в роли первопредка и первосущества. Таковы мифы народов Сибири или североамериканских индейцев. Пример — эвенкийский миф, где медведь дарит людям предметы цивилизации, созданные из собственного тела. Медведь переходит через реку, опускаясь в воду — по пятки, по бедра и так далее, пока вода не скроет его, — и произносит магические слова, превращая себя в части мира: «Мои пятки пусть сделаются брусками, голени — точилами, лопатки — камнями для разведения красок, кровь — красной краской».
Такой тотемный предок отождествляется с космосом. Ощущая свой Род, переходя в зверя-прародителя, шаман не только приобщается к миру умерших предков. Он в экстатической практике вырастает до огромных размеров, сливаясь с миром вокруг, заключая в себе всё сущее, что позволяет шаману превратиться затем в любой объект единой Вселенной. В этот момент шаман теряет собственные человеческие качества, взамен приобретая способность становиться чем угодно и кем угодно: от простейшего и мельчайшего существа до вместившего в себя весь мир великана. Превращаясь в тотемного первопредка, из которого был сотворен космос, человек возвращается в Изначальное — в период до создания миров, до формирования пространства и времени.
Устоявшаяся с первобытных времён привычка считать тотем предком, основателем Рода, создаёт у всех, кто относится этому роду и знает его историю, представление о действительном происхождении от тотема каждого из них — а это укрепляет дух, единство, традицию и союз с тотемом. Постепенно из культа родового тотема создаётся культ тотема индивида. Прежнее общение с тотемом как с основателем Рода замещается общением с тотемом, который характеризует отдельного члена Рода.
Индивидуальный — то есть, лично ваш — тотем может быть только один: тот, который отражает именно вашу личность. Это ваше зеркало в мире животных, растений и явлений природы. Тотемное животное человека воплощает его привычки и пристрастия, слабые и сильные места, пороки и добродетели. Выбрать тотем нельзя — его можно только узнать. Понять, ощутить и прийти к нему.
Животное Силы — это прямой источник Силы и архетип. (Я пишу «животное», но на самом деле это может быть и растение, и гриб, и даже явление природы.) Их у человека может быть несколько. Это помощники, которые показывают ему новые пути развития и подталкивают к росту. В отличии от тотема (который присущ человеку с рождения и выражает его качества, словно тень), животные Силы — это духи, которые воплощаются через поведение, сосуществование с другими. Их появление зависит от конкретного этапа жизни человека. Что ему необходимо проявить? Чему научиться? Каких качеств не хватает для реализации его устремлений?
Возможно позвать животное Силы на помощь в разрешении той или иной проблемы — то есть, животное Силы можно выбрать, осознанно или нет. Случается так, что животное Силы приходит само, чтобы оказать помощь. Есть животные Силы, которые ведут вас постоянно — а есть те, что являются ненадолго и готовы дать вам один или несколько уроков.
Какое существо в данный момент активно проявляется в вас? Ведет по жизни? Подумайте об этом. После того, как пройден один этап, что-то внутри проработано и новая жизненная сила активирована, наступает время роста — и появляется новое, другое, не менее значимое для вас ведущее животное.

Тамерлан (Варгр), шаман северной традиции, воин, сейдмад
РЕККАТРУ И ЛОКИАНСТВО

Одно и то же, или Разные подходы к Северной традиции.
В мировой сети можно встретить и людей, которые относят себя к Рёккатру («Верные Рёккам» или «Верные Сумраку»), и людей, определяющих себя как Локианцы. Кто-то считает это синонимами. Кто-то уверен, что это — два разных направления. И Рёккатру, и Локианцы почитают скандинавского бога-трикстера Локи и являются его последователями. Но в их практиках и взглядах на божественное могут быть серьезные отличия.

Локианство
Это слово — калька с привычных названий религий, которые определяются через главного (или единственного) бога в ней. Такой подход обычен для пост-христианской культуры. Так, некоторая часть Асатру («Верных Асам») предпочитает называть себя Одинистами, указывая, что они поклоняются прежде всего Одину. Вот и увлеченные Локи неоязычники для простоты и удобства используют такое название для своей веры.
На практике предпочитают себя называть Локианцами те, кто пришел в Северную традицию именно через контакт с Локи и концентрируется на его фигуре в своей языческой жизни. Нередко это культурно-интуитивное самоназвание — «Локианец» — выбирается, когда человек ещё мало знаком с Рёккатру как традицией, а после остаётся как привычное и удобное наименование.
Особенно такое самоназвание распространено у молодых неоязычников, предпочитающих более простой и понятный термин. При этом погружение в традицию Рёккатру и её философию этим язычникам нередко кажется ненужным и бесполезным. Они делают упор на прямой личный контакт с богом Локи и свой уникальный НЛГ (недоказуемый личный гнозис).
Здесь начинается развилка. Те адепты Локианства, которые за время общения с этим богом вышли на связь и с другими Рёкками, уже начинают идентифицировать себя более широко: Верными Сумраку — Рёккатру. А те, кто продолжает косплеить монотеизм, попросту заменив Христа или Аллаха на фигуру рыжего бога, держатся за самоназвание «локианец» и упорно отказываются причислять себя к рёккатру.
Конечно, есть и те, кто из принципа нонконформизма отрицают принадлежность к Верным Рёккам, хотя ничем от них не отличаются по факту. Это естественно, так как нежелание причислять себя к устоявшимся группам — обычная вещь для последователей Локи.

Рёккатру
«Верность Сумраку/верность Рёккам» — ответвление Северной традиции, появившееся в США во второй половине XX века. Термин ввела в употребление Эбби Хеласдоттир (Abby Helasdottir), а распространил среди неоязычников Рейвен Кальдера (Raven Kaldera), автор труда “Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции”.
“Название Рёккатру происходит от исландских слов rökkur (сумерки) и tru (вера, доверие) и означает направление скандинавского язычества, посвящённое работе с великанами и ётунами — существами дикими и стихийными, но хранящими немалую мудрость. Тьму, в данном случае, следует понимать как то, что находится за гранью человеческого восприятия, то, что «не видно», а сумерки — как явления, находящиеся на границе проявленного и скрытого мира.” (с)
Не существует каких-либо четких указаний, определяющих, кто «правильно» верен Сумраку, а кто — нет. По сути, все сводится к почитанию Великих Рёкков: Локи, Ангрбоды, Хель, Фенрира, Йормунганда, Сурта и Сигюн. Все они, кроме огненного великана Сурта (Суртра), являются так называемой «Семьей Локи». И все в той или иной степени участвуют в Рагнарёке (Сумраке Богов), описанном в предсказании вёльвы в Эддах.

В исторических и фольклорных источниках не упомянуто ни о культах этих божественных сущностей, ни о способах поклонения им, так что даже устроить холивар на тему «кто тут делает по старине, а кто позер и придумал все на коленке», хвала богам, невозможно. Наиболее смелые Рёккатру делятся в публичном пространстве своими представлениями и практиками, а остальные выбирают себе из этого многообразия то, что подходим им. Обычными для Верных Рёккам являются толерантность к особенностям других людей, неприятие гомофобии, расизма, сексизма и шовинизма.
На постсоветском пространстве популярность Рёккатру пошла вверх примерно с 2017 года, когда я (Василий Сильвер) и Маргарита Каина начали публиковать на YouTube записи своих лекций о Рёккатру и о Великих Рёкках, делясь опытом и мыслями о традиции. Самый известный символ Рёккатру, «Компас Сумрака», принадлежит нашему авторству. Сейчас, по непроверенным данными, численность Рёккатру превышает полторы тысячи человек в России, что ощутимо больше, чем подтверждённое число наших единоверцев в Европе, США и Австралии.
Одна из особенностей Верных Сумраку — это яркий индивидуализм, нонконформизм и опора на личный опыт. Именно эти качества развивает в людях контакт с нашими божествами. Многие Асатру смотрят на Рёккатру как на фриков, сатанистов и опасных колдунов, избегая близких контактов с ними. Но есть и Асатру, которые, наоборот, рады обществу Идущих Путем Сумрака на своих ритуалах и праздниках.
Сами Рёккатру бывают не против назваться Локианцами: так проще объяснить окружающим, к какой религии они принадлежат. Естественно, Верные Рёккам не отделяют себя от общей триединой Северной Языческой традиции: они чтят и Асов, и Ванов, но Рёкки им ближе.
Локианство и Рёккатру — это два пересекающихся множества: у них много общего, но они не идентичны.

Василий Сильвер, последователь Рёккатру (Северная Языческая Традиция), Жрец Локи, автор и ведущий проекта SilverMA
МАГИЯ УЗЛОВ

Вера в негативный магический эффект всего, что можно связать в узел, а также того, чем можно связать, широко распространена.
В еврейском фольклоре узлы — источник вредоносного колдовства. Например, невесте распутывали волосы в день свадьбы, а жениху развязывали все узлы на одежде. Также следили за тем, чтобы на саване не было никаких узлов (прим. - следят и сейчас, автор канала работал на кладбище). Эти меры предосторожности были основаны не только на суеверном страхе перед узлами, но и из опасения, что узлы могут стать предметом интереса колдуна. Ведь завязывание узлов было не просто магическим приёмом, но даже и отдельным видом магии, — такой, которая, как написано в Талмуде, состоит из «связывания и развязывания».
В книге Даниила (5:12,16) способность быстро «развязывать узлы» описана как одно из неотъемлемых качеств мага. Несколько примеров магии узлов содержатся в талмудической литературе. Неофициальные комментарии к кораническому упоминанию (Сура 113) магического использовании узлов повествуют, что однажды еврейский маг околдовал Мухаммеда, завязав узлы из его волос. В результате пророк ослабел, отказывался от еды и избегал своих жен.
Иногда не требовалось и самого физического акта завязывания узла: колдун мог произвести тот же эффект словесно, с помощью речевых оборотов и формул.
Идея связывания — постоянно повторяющийся рефрен арамейского заклинания: формула «связанный, связанный, связанный» в текстах может принадлежать как духам и демонам, так и колдунам.
Другое заклинание призывает «злого духа, который сидит на кладбище и отнимает у человека здоровье». Этот дух, как считается, завяжет узел [тому, на кого обращено заклинание] «на его глазах, на его рту, на его языке, на его горле, на его глазах, на его рту, на его языке, на его горле, на его горле...»
Избегание пророком своих жен напоминает типичный эффект магии узлов, которая, как считалось, могла помешать супружеским отношениям. В талмудической литературе есть по крайней мере одно упоминание о «завязывании» [чинении препятствия для совершения полового акта] жениха и невесты в первую брачную ночь.
Средневековые еврейские авторы много пишут об «околдовывании» мужа и жены, чтобы те не могли иметь супружеских отношений. Что примечательно, глагол אָסַר ['āsar] — «связывать» — еврейские авторы неоднократно трактуют в значении «связать кого-либо узлом-оберегом, чтобы он не мог вступать в сексуальные отношения с женой».
В северной традиции дела обстоят иначе: ведьмы в Финляндии, Лапландии и Шотландии обычно завязывали узлы, наполненные ветром, и продавали их морякам. В начале 1900-х годов появилось много сюжетов, сводившихся к предостережению от подобных сделок.
В книге «Запрещенные обряды» Жаннет Эллис утверждает: «Существуют легенды о ведьмах, которые продавали морякам три узла на веревке или прядь своих волос: развязать один для бриза, развязать два для хорошего ветра, но три вызовут шторм». Есть история о рыбаках в Портесси, которые получили бечевку, завязанную тремя узлами. Продавец сказал им развязать первый узел при подъеме паруса, а второй узел — для усиления ветра. Но он ничего не упомянул о третьем узле. Потеряв терпение в море, матросы отвязали канат, и весь ад вырвался на свободу, вызвав на своем пути безумный шторм.
Ведьмы в Британии использовали узлы, сделанные из красной нити, чтобы остановить кровотечение из носа или вылечить головную боль. Медицинские записи англосаксов показывают, что гвоздичное сусло излечивает безумие, если его повязать на шею мужчине на убывающей луне в апреле или октябре.

Яна Д., исследователь оккультизма и таролог
СКАЗКА В ДНИ САМАЙНА

Что же это? Красные капли на белом снегу, на жухлых листьях, на стылой земле? Подмороженная калина? Кровь незадачливой бéлки?
Нет, то багровеют спелые зёрна граната, оброненные Госпожой от изобилия Еë.
Мëрзнет земля в дни Перехода, но под нею – вечное тепло и мрак, будто в утробе. Зреют под нею гранаты. И сказала бы, что круглый год, но нет под землëю ни часа, ни года, ни времени.
Шагает Госпожа по земле исполинской пятóю, и сыплются, сыплются кровавые зëрна из-под Еë траурного подола.
Зачем Госпожа всякий год земной сходит во мрак? Затем, чтобы принести это семя детям. Не по-людски зачинает Она от мëртвого Супруга – ведь не человека родит Она в самую долгую ночь, а новое Солнце.
Сыплются, сыплются зëрна гранатовые. Смогут ли они прорасти без Неë в стылой земле, вне могучего Еë чрева?
Пять ступеней отделяли Свет Еë от предвечного Мрака, и становилась она всë боле земною женой с каждой глубокой ступенью. Но может ли стать Бессмертная смертной? Может ли Та, что суть бесконечное пространство, сжаться до точки земной души́ и земного тела?
Сыплются, сыплются зëрна багровые... Волки поют, слышится вой безумной Охоты...
Тела нет у Неë, нет у Неë и земной души́, а всë же толика сердца Еë – размером с зерно земного граната! – есть сердце смертной жены, что горюет о павших детях.
Их не вернуть. Их чертоги – иные планеты и звëзды или же вечная мгла.
Но всякий год взрывается сердце Еë материнской пронзительной болью. И тщится Она вынести души детей – пусть в самом малом зерне! – из обители той, где коронован мëртвый Еë Супруг.
Сыплются, сыплются зëрна багровые, и всякое зерно – душа человечья, утопает в стылой родной земле.
Слушайте, присные, страшную сказку. Слушайте шëпот мой в ночь Перехода, дети богов...

Яна Крафт
ИЛИОН, стихотворение

Здравствуй, пыль.
Ты не знаешь меня.
А вот я тебя, кажется, знаю.

Ты – то, что осталось от пламени,
Когда ушло само пламя.

Тень от огня.

Ты помнишь не меньше, чем иной камень,
Гордый тем, что хранит на смуглых боках письмена.

И не меньше ценна:
Все мы знаем, что камень хрупок.
Стоит солнцу оставить на нём тысячный поцелуй –
Камень треснет яичной скорлупкой,
И ветер сотрёт все священные черты и резы,
Всю память
И все пророчества.

А как убить то, что уже убито?
Ты сильнее камня, сильнее железа.
Пусть солнце целует тебя, сколько ему захочется.

Здравствуй, прах.
Всё в тебе хорошо, но как отличить друг от друга пылинки?
Без лиц, без имён, пляшут в горячем мареве:
Где мы?
Где они?
Где тот, кто бежал с поединка?
Где тот, чьё имя стало багровым заревом?

Где ты, чьи медные, будто солнце, пряди
Падали в медные, будто кровь, воды Скамандра?
Помнишь?
В сизом дыму скрывался закат.
Это солнце прятало взгляд от твоего взгляда.

Кто теперь отзовётся, если сказать:
«Кассандра»?

Вот пыль – как припомнить, с запада или с востока? –
Илом осела на дне золотой глуби.

Где ты, за которой демон фиалковоокий
(Потом его назовут богиней любви)
Ступал когда-то незримо и неотлучно?

Где ты?
Где твой одетый в пятнистую шкуру лучник?

Ты – пыль,
И ты набиваешься мне в глаза,
Когда я пытаюсь перед тобой преклонить колено.
Скрипишь на зубах.

Вот серые горсти песка.
Что из них – Троя, что – Спарта, а что – Микены?

Кто теперь отзовётся, если сказать:
«Елена»?

Кто пел для богов,
Плакал кровью,
Выл раненым зверем?
Стал пылью, ещё не успев даже лечь в пыли?

Здравствуй, пепел.
Я рада, по крайней мере,
Что у тебя три тысячи лет ничего не болит.

Кто теперь отзовётся, если сказать «Пелид»?

Ни лиц, ни имён.
Лишь меж пальцев всё стало серым.
Шуршание тусклых частиц:
«Я был...»
«Я была...»
Вас нет, вы мертвы, на три века мертвее Гомера.
Я знаю.

Но – вот моя кровь, и она тепла.

Есть нити, которыми мёртвые сшиты с живыми.
Так будь смертным жаром,
Будь правдой в моей крови.

Я – есть.
И я здесь.
Я хочу узнать твоё имя.

Назови его мне.
Я услышу, клянусь.
Назови.
Снег, поэтесса и викканка

*Илион - второе название города Троя, отражённое в названии поэмы Гомера "Илиада"
Made on
Tilda